четверг, 17 января 2008 г.

Российская платежная система «Золотая Корона» сегодня

Сегодня «Золотая Корона» - это крупнейшая российская платежная система, предоставляющая весь спектр услуг, как в области наличных, так и области безналичных платежей.

Система объединяет 220 банков в 75 регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также крупнейшие сети торгово-сервисных предприятий.

Технологическую основу платежной системы "Золотая Корона" составляют многофункциональные микропроцессорные карты (84% от всех эмитированных карт). По сравнению с магнитными карточками иностранных платежных систем, карты "Золотая Корона" обеспечивают:

  • широкую региональную сеть обслуживания на территории России (более 33,5 тысяч банкоматов и терминалов)
  • 100 % уровень безопасности
  • возможность объединить на одной карте "электронный кошелек", "транспортную карту", "учет льгот и субсидий" (социальную карту), различные дисконтные программы.

«Золотая Корона» сегодня – это 5,5 миллиона держателей карт, 8 миллионов транзакций ежемесячно, причем 34 % из них – операции по оплате товаров и услуг. Ежемесячный оборот в системе составляет 25,5 млрд. рублей.

«Золотая Корона» - это 13 лет успешной работы без технологических сбоев и с нулевым уровнем технологического мошенничества, это открытость и понятные правила работы, основанные на национальном законодательстве.

Преимущества карт «Золотая Корона» для клиентов российских банков

«Золотая Корона» полностью отвечает повседневным потребностям клиентов по использованию своего банковского счета.

Мировая практика показывает, что обращение большинства пластиковых карт в мире ограничено тем городом, где они эмитированы, то есть фактически – большинство эмитированных карт - это локальные карты, причем как дебетовые, так и кредитные.

Например, в годовом отчете First Data Corporation (крупнейший в США процессинговый центр Visa и MasterCard) сказано:

" … подавляющее большинство всех транзакций совершается клиентами в радиусе 25 миль от дома. В то время как интернациональные сети (Visa, MasterCard ) продолжат играть определенную роль, наиболее эффективными сетями на самом деле станут региональные и даже локальные сети."

По статистике международных платежных систем (МПС), в России также более 90% всех транзакций совершаются в 30 километрах от дома. Остальные 9% - в пределах домашнего региона и страны, и менее 1% - за рубежом. При этом, только 5% российских держателей карт регулярно (не реже 1 раза в год) выезжают за рубеж.

Если сопоставить эти данные, то получится, что «международный» характер карты не нужен 95% существующих держателей карт МПС. При этом, оставшиеся 5% совершают за рубежом минимальное количество транзакций.

Операции на внутреннем карточном рынке должны обслуживаться в соответствии с правилами, процедурами и тарифами, определяемыми национальными организациями в полном соответствии с действующим государственным законодательством и с учетом интересов национальных участников рынка. Международные карты должны работать на международном рынке (в полном соответствии с их определением и предназначением). А внутри страны должны работать более рентабельные для банка и более удобные и выгодные для клиента карты российской платежной системы. Как это построено в Европе – там для внутренних расчетов в каждой европейской стране есть своя локальная платежная система (CARTE BLEUE NATIONALE во Франции, Geldcarte в Германии, DANCART в Дании, Quick в Австрии, Switch в Англии и т. д, есть даже в маленьком Люксембурге!!!- MiniCash ). И эти локальные системы успешно развиваются, а карты МПС используются при поездке в другую страну. В результате банки-эмитенты получают более высокую прибыль, а клиенты теряют минимум комиссионных.

Тенденция к «локализации» платежных систем имеет ряд причин:

1. Экономические причины.

Это, прежде всего, необоснованно высокие, монопольные тарифы MasterCard и VISA, по которым периодически инициируются расследования в Еврокомиссии. Эти же тарифы, кстати, беспокоят и бизнес США, где уже было вынесено несколько антимонопольных решений по MasterCard и VISA. «Плата за пользование» - так говорят о высоких тарифах MasterCard и VISA, которые перекладываются на конечного потребителя.

Также, экономические причины сводятся к неадаптированности тарифов для местных рынков. Возникают перекосы в доходах участников системы, которые в конечном итоге также компенсируются за счет клиентов.

2. Технологические / Организационные причины.

Это причины, которые препятствуют удовлетворению потребностей локальных рынков и игроков (локальные карточные проекты), а также причины безопасности (VISA и MasterCard не могут перейти на чиповую технологию). Вызваны эти причины тем, что VISA и MasterCard очень разрослись и децентрализовались.

3. Политические причины.

Информация о всех транзакциях, совершаемых по VISA и MasterCard, доступна для анализа в США. А именно: лицо, совершившее операцию, дата и время операции, место совершения и сумма операции. Также, доступны эти показатели в совокупности, например, на общеевропейском уровне, на общероссийском уровне и т.д.

В перспективе подавляющая часть активного населения страны будет оплачивать товары повседневного спроса и услуги первой необходимости с помощью локальных платежных карт, карточные проекты будут интегрированы и уже интегрируются в государственные социальные, экономические и информационные программы и системы. В этих условиях независимая карточная национальная платежная система неизбежно станет столь же необходимой, как и независимая система обращения национальной валюты.

Учитывая это, Золотая Корона обеспечивает удобные платежные инструменты для ежедневных расчетов россиян внутри страны. Наряду с этим, для людей, имеющих потребность в международной карте, Золотая Корона позволяет осуществлять эмиссию кобрендовых карт «Золотая Корона – MasterCard».

С помощью карты Золотая Корона, клиенты могут, помимо стандартных операций по снятию наличных и безналичным расчетам в торговле:

  • Управлять своим счетом дистанционно через Интернет, и с помощью мобильного телефона.
  • Пользоваться широким функционалом устройств самообслуживания (банкоматов, кэшинов, терминалов): получение выписок, открытие овердрафта без посещения банка, денежные переводы, оплата мобильной связи и коммунальных услуг, гашение кредитов).

Карты «Золотая Корона» не ограничены в сроке действия.

Практика зарубежных банков показывает, что банки несут самые большие затраты в розничном бизнесе именно на сохранение и увеличение клиентской базы. Такая ситуация связана с тем, что все банки имеют совершенно одинаковый продукт – магнитные карты VISA и MasterCard, которые из соображений безопасности имеют очень непродолжительный срок действия – до 3-х лет. В результате, каждый раз, когда срок действия карты подходит к концу, держатели карт получают по почте огромное количество предложений от различных банков, с просьбой выбрать именно их карточный продукт. По статистике, банки теряют до 50% клиентов именно в момент истечения срока действия карты.

Клиентам же приходится по истечении срока действия карты обращаться в банк, переводить деньги со старого счета на новый, то есть терять время и терпеть неудобства.

В отличие от МПС, карты Золотая Корона действую более 10 лет (физический срок службы чипа). В системе Золотая Корона по-прежнему успешно функционируют карты, эмитированные в 1994-1995 годах. Это удобно и для банков-эмитентов, и для клиентов-держателей карт.

В связи с этим, выдача клиенту карты "Золотая корона" и привязка к такой карте финансовых сервисов банка, программ лояльности магазинов, страховых программ и.т.п. позволяет как минимум на десять лет "привязать" клиента к банку.

Это дает существенное преимущество банкам - эмитентам "Золотой короны" поскольку им, в отличие от банков - эмитентов Visa и MasterCard , не нужно каждые два, три года рассылать своим существующим клиентам новые карты, фактически тратя средства на их удержание.

Опыт американских банков, показывает, что именно в момент перевыдачи карты, в условиях нескольких конкурирующих предложений клиент наиболее часто задумывается о смене банка.

По мере увеличения конкуренции, риск потери клиентов и соответственно затраты банка на их удержание (а фактически на повторное привлечение) существенно вырастет.

В этой ситуации, стоимость кредитного портфеля банка на картах "Золотая корона" будет выше, чем стоимость аналогичного портфеля на картах Visa илм MasterCard

Карты «Золотая Корона» гарантируют самый высокий уровень Безопасности.

За все время существования, в банках системы «Золотая Корона» не было зафиксировано ни одного случая мошенничества с картами «Золотая Корона». Это связано с использованием чиповой технологии и современных алгоритмов кодирования.

Банки МПС, по официальным данным, ежегодно теряют на мошенничестве миллиарды долларов. Это связано с тем, что МПС по-прежнему работают с картами на магнитной полосе (уже более 40 лет).

По официальной статистике VISA, потери от мошенничества банков-эмитентов VISA на территории России в 2006 году составили 0.09% от общего оборота по картам.

«Золотая Корона» предлагает банкам и клиентам выгодную и прозрачную систему тарифов.

Клиент-держатель карты Золотая Корона уверен в том, что он без комиссии рассчитается в торговле по карте, и снимет наличные в любом банкомате «Золотая Корона» с комиссией не более 2% от суммы. В Золотой Короне, в отличие от МПС, нет минимального фиксированного порога комиссии с клиента ($3), что делает выгодным снятие небольших сумм в банкоматах сторонних банков. А это и есть удобство для клиента при повседневном использовании карты.

Практика МПС насчитывает более 50 лет. За этой время МПС развивалась в США и Европе, и в результате многочисленных итераций система тарифов оказалась очень сложной, запутанной, и, самое главное, неадаптированной к рыночным условия в России.

В отличие от МПС, где банки либо вынуждены строить свои процессинги, либо работать через дорогих посредников, Золотая Корона позволяет всем участникам получать качественные процессинговые услуги у первоисточника (Процессинговый Центр Золотой Короны). В результате, банки имеют очень существенную экономию на процессинге операций, а система в целом становится устойчивой и гибкой.

Золотая Корона позволяет банкам реализовывать доходные локальные проекты, очень удобные для клиентов.

Технология Золотой Короны позволяет банкам легко управлять своей инфраструктурой и продуктовым рядом.

Карты Золотая Короны позволяют Банку создавать уникальные проекты: в локальной валюте (литры бензина, обеды, др.), в локальной инфраструктуре, по специальным локальным тарифам. Это очень удобно для определенной категории держателей карт Золотая Корона.

Золотая Корона предлагает держателям карт современные программы лояльности.

Программы лояльности «Золотая Корона» предлагают торговым предприятиям и их клиентам самые современные схемы лояльности, которые позволяют торговцам удерживать существующих клиентов и привлекать новых, а клиентам – получать бонусы и экономить при покупках в «лояльном» магазине.

Банкам Программа лояльности позволяет «войти» в ТСП, получать комиссионный доход с операций по картам лояльности и банковским картам. И в перспективе – превратить ТСП в мини-офис банка, где клиенты смогут оплачивать услуги, пополнять счета, гасить кредиты и др.

Быстрое обслуживание клиентов в торговле

Торговая инфраструктура «Золотой Короны» обеспечивает работу в режиме on-line и off-line.

Возможность безопасной работы в режиме off-line существенно снижает требования к каналам связи и сокращает время обслуживания клиента в терминале до 4-5 секунд.

Эмиссия в любом удаленном рабочем месте сотрудника банка

Карты «Золотая Корона» эмитируются в момент обращения клиента в банк или, например, в точки оформления кредитов. По правилам Системы «Золотая Корона» карта не требует эмбоссирования или печати имени владельца карты, что позволяет осуществлять эмиссию в любом удаленном рабочем месте сотрудника банка, в том числе, торговых точках.

Наличие региональной сети гашения кредитов

Инфраструктура «Золотой Короны» (терминалы в торговой сети и кэшины) обеспечивает возможность гашения кредитов наличными с автоматическим зачислением денег на счет эмитента.

Итак, преимущества карт «Золотая Корона» перед картами МПС для держателя:

  1. Срок службы – 10 лет.
  2. Низкие комиссии при обслуживании
  3. Отсутствие комиссии за конвертацию валют
  4. Безопасность расчетов
  5. Обширный функционал карты
Какие основные преимущества получает банк, эмитируя карты «Золотая Корона» вместо карт международных платежных систем (МПС)?

1. Прибыльность операций в торговле.

Известно, что 80% всех расходов семейного бюджета приходится на 4-5 торговые точки, которые расположены вблизи дома или работы.

Сегодня, средняя сумма покупок в супермаркете находится в диапазоне от 220 до 350 руб. в зависимости от региона. Средний объем заправки личного автомобиля на АЗС составляет сегодня 15-20 литров, что также попадает в указанный ценовой диапазон.

Использование карт VISA и MasterCard в торговле в этом диапазоне цен приносят прямые операционные убытки банку-эмитенту из-за структуры комиссионных. При операциях в торговле банк-эмитент (Принципал МПС) платит за авторизацию своих карт фиксированный тариф $ 0.22.

В то же время, комиссия (interchange), которую банк-эмитент (Принципал МПС) получает от банка-эквайрера по торговым транзакциям, составляет в среднем 1.2 % по кредитным картам и менее 0.8 % по дебитным.

В результате при сумме примерно до 600 рублей, каждая операция в торговле для эмитента-Принципала убыточна.

(Банки, работающие по Агентским программам МПС, а также аффилиаты МПС, получают только часть комиссии от эквайрера по торговым транзакциям, а за авторизацию платят больше, чем Принципалы. То есть, они работают по менее выгодным тарифам, чем Принципалы МПС. Поэтому для них операции в торговле являются еще более убыточными).

Совершенно очевидно, что увеличение средней стоимости чека до 600 рублей (то есть, более чем в два раза) в ближайшие 2-3 года не произойдет, и соответственно убыточность карт МПС в торговле будет сохраняться.

В настоящее время, пока процентные доходы составляют 30 - 40 % банк-эмитент может и пренебречь убыточностью торговых транзакций, но по мере снижения ставок кредитования с одной стороны, и увеличения количества торговых транзакций с другой, себестоимость транзакции станет играть существенную роль в доходности банка.

Поскольку за каждую операцию банк выплачивает фиксированные $ 0.22 независимо от суммы самой транзакции, увеличение доли мелких торговых транзакций (до 600 руб.) может привести к серьезным операционным потерям эмитента.

Банку не имеет смысла субсидировать себестоимость транзакций из своих процентных доходов. С международными картами этого можно избежать только при условии, когда банк в одном лице является и эмитентом карты и эквайрером точки где эта карта принята к обслуживанию. На большинстве развитых рынков это невозможно. Как правило, эмитент один банк, а эквайрер другой.

Т.о. банк-эмитент карт VISA или Мастер Кард будет нести операционный убыток на большинстве торговых транзакций на сумму до 600 рублей.

В "Золотой короне" банк-эмитент получает доход при покупках клиента на любую сумму, поскольку по правилам «Золотой Короны» банк-эмитент не платит системе комиссию. Эквайрер платит системе 0,2% и 0,5% эмитенту. Никаких дополнительных платежей, в том числе за авторизационные запросы не существует.

2. Прибыльность операций выдачи наличных.

Посмотрим на тарифы МПС при выдаче наличных в банкоматах.

Согласно этим тарифам в МПС при операциях выдачи наличных по картам эмитента в банкоматах эквайрера банк-эмитент платит interchang банку-эквайреру, платит за авторизацию операций по своим картам и в некоторых МПС платит еще за проведение расчетов.

По аналогичным операциям в ПС ЗК банк-эмитент ничего не платит.

Если мы посмотрим на графики, отображающие зависимость расходов банка-эмитента от выдаваемой суммы, то можем сделать вывод, что при выдаче наличных в банкоматах у эмитента будет существенная экономия при работе через систему «Золотая Корона».

Чем больше сумма операции - тем больше выгода!


3. Преимущества технологий.

Построить свой Процесснг в МПС стоит от 1 млн долларов. К этой сумме необходимо добавить регулярные расходы на его содержание ($50-100 тыс. в мес.) плюс расходы на сертификацию.

Поэтому, многие, даже крупные игроки карточного рынка (Инвестсбербанк, Home Credit) пользуются сторонними процессингами.

Но еще не один Процессинг МПС, построенный в России, не окупил себя.

Технологическая и организационная структура МПС децентрализована. МПС разрослись по всему миру, существует множество Процессингов. Это делает невозможным ни организацию индивидуальной работы с банками или с ТСП, ни быстрое внедрение новых технологий.

Организация системы ЗК позволяет успешно решать эти проблемы, поскольку система обладает единым ПЦ, а также единым Расчетным центром.

Преимущества централизованной технологической и организационной структуры выражаются в том, что становится возможным организовать локальные карточные проекты, когда карты обслуживаются в ограниченном круге устройств, например, только в терминалах банка-эмитента или определенной торговой точки. В том, что становится возможным организовать локальные тарифные проекты, когда определенные карты обслуживаются по специальным тарифам, либо карты обслуживаются по специальным тарифам в определенных терминалах, например в супермаркете, где необходимы низкие тарифы по причине низкой маржи. Централизованная структура позволяет быстро запустить индивидуальные проекты с торговыми предприятиями, например бонусные программы и т.п.

Технологии МПС остаются почти неизменными в течение 30 лет. До сих пор карта МПС работает по магнитной технологии и появляющиеся карты с чипом реально не используют потенциал чиповой карты. Все операции происходят в он-лайне, происходят долго, надо подписывать чек, иногда предъявлять паспорт, по прежнему используются «бумажные» технологии, слипы, голосовая авторизация и т.д. У держателей карт МПС присутствует постоянная неуверенность, что их карта будет обслужена и они вынуждены все равно носить с собой наличные. Банки вынуждены держать целый штат сотрудников, которые занимаются обработкой бумажных документов и разбором chargback’ов.

4. Безопасность расчетов.

Обратимся теперь к вопросам безопасности расчетов по картам различных ПС.

По данным самой компании убытки от преступлений с карточками VISA составили в 2005 году более 30 миллионов долларов США.

Это только в России.

Это только в 2005 году.

За всю историю ЗК банки-участники системы не потеряли ни одной копейки!

5. Структура сети и рентабельность эмиссии

Как правило, владельцами банкоматов и терминалов являются банки-участники платежной системы (банки-эквайреры). Каждый банк-эквайрер обеспечивает для своей сети устройств каналы связи до Процессингового Узла. Это могут быть коммутируемые каналы (dial-up), выделенная линия, локальная сеть банка, IP-каналы и т.д. Процессинговый Узел может быть как в банке, так и стронний. Всего в стране на данный момент 72 Процессинговых Узла платежной системы "Золотая Корона". Процессинговые Узлы в свою очередь связаны с единым Процессинговым Центром Золотой Короны, причем, как правило "толстым" каналом (оптика, выделенка, Frame Relay и пр.), который обеспечивают провайдеры связи.

Что касается рентабельности эмиссии карт Золотая Корона, то здесь многое зависит от продуктовой и тарифной политики банка. Доходная часть карточного проекта складывается из доходов от продажи карт, комиссии за выдачу наличных, комиссии от других банков за безналичные операции, процентов от овердрафтов, доходов от размещения привлеченных средств, комиссий за прием платежей в пользу поставщиков услуг, абоненской платы и комиссий за предоставление дистанционных сервисов (интернет-банкинг, мобильные сервисы) и т.д.

Если не рассматривать общую и примерно одинаковую для всех платежных систем расходную часть (затраты на серверное и иное оборудование, на ПО), то рентабельность карточного проекта на картах Золотая Корона начинается уже с первой тысячи карт.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

--магнитные карты VISA и MasterCard, которые из соображений безопасности имеют очень непродолжительный срок действия – до 3-х лет. В результате, каждый раз, когда срок действия карты подходит к концу, держатели карт получают по почте огромное количество предложений от различных банков, с просьбой выбрать именно их карточный продукт. По статистике, банки теряют до 50% клиентов именно в момент истечения срока действия карты.


Извините но вы тут несете ахинею. К карте привязан кредитный аккаунт, и когда карта обновляется - она привязана к тому же аккаунту, с теми же долгам если они там были.

Чтобы обновить карту достаточно позвонить для ее активации и она снова будет на том же аккаунте.