вторник, 22 января 2008 г.

Сирена-Трэвел 2007

Об итогах 2007 и планах по дальнейшему развитию ГРС «Сирена-Трэвел» в 2008 г.

29 декабря 2007

1. Основным глобальным драйвером этого года несомненно был электронный билет (далее по тексту ЭБ) «во всей своей красе». Все самое новое и сложное в мире GDS крутилось именно под флагом электронного билета. Мы надеемся, что миф об «экономии» средств авиакомпании уже развенчан и останавливаться на этом вопросе еще раз не стоит. Всем и так уже ясно, что GDS, CRS, BSP, SITA и т.п. за внедрение и поддержку этих технологии запланировали соответствующие доходные строчки в бюджетах, причем платить за эти технологии будут именно авиаперевозчики. Между тем, несмотря на то, что IATA с планами по внедрению ЭБ практически не справилась и сроки перенеслись на май 2008 г., ЭБ это реальность сегодняшнего дня и вести бизнес без данной технологии будет сложно, особенно для авиакомпаний, выполняющих зарубежные полеты. Хотя на внутренних линиях РФ бумажный билет еще имеет шансы пожить.

2. Как любая «революция», внедрение ЭБ не могло не быть использовано основными игроками для попыток передела рынка авиационных продаж. Западные системы всеми силами, как могли затягивали работы по линкам с «Сиреной-Трэвел», IATA усиленно акцентировала внимание перевозчиков и агентов, в каком «каменном веке» живут все отечественные системы и какого размера бурые медведи ходят по улицам наших технологий. Работа с SITA вообще напоминала шпионский роман по поиску компетентных сотрудников SITA в мировом космическом пространстве. И все в один голос, как по команде доказывали отечественным перевозчикам, что хороших отечественных технологий нет и быть не может. Все это нас не сильно удивило, поэтому мы с остервенелым упорством бились головой в стену и вот, наконец, появились первые достижения.

3. Первый ЭБ был выпущен «Сиреной-Трэвел» еще год назад, тем не менее, на тот момент говорить о широкомасштабном промышленном внедрении было рановато — не было сопряжения с международными системами, полностью отсутствовала инфраструктура систем регистрации в аэропортах, не было законодательной базы по ЭБ. Однако это был полноценный ЭБ, выпущенный в соответствии со всеми стандартами. Основные мероприятия этого года были направлены на отладку и стыковку интерфейсов с международными GDS, отечественными и международными CRS. В результате внедрены линки с тикет-сервером (ETS) SITA и с Сиреной-2.3 (Эйр Юнион), завершены работы по стыковке GDS Amadeus и Сирена-2000, подписан контракт на E-ticket Gateway с Amadeus. Работы по стыковке с ETS Sabre начаты с а/к «КД-авиа», в марте 2008 планируется подключение к электронным продажам а/к «Аэрофлот». Таким образом, по части международных систем можно считать ЭБ в «Сирене-Трэвел» международным и состоявшимся.

4. По аэропортовой части проекта — проведена сертификация системы «АСТРА» под SITA CUTE и CUSS (Videcom), что позволяет использовать хостовую версию АС АСТРА в качестве хостовой DCS авиакомпании в любом аэропорту мира. Также ведутся работы по установке рабочих мест DCS Астра в аэропортах РФ (уже установлены и работают — Домодедово, Внуково, Тюмень, Сургут и пр.).

5. ТКП. Так как потребности ТКП по контролю за выручкой значительно превышают объем стандартных требований IATA (в частности действует он-лайн контроль за стоками бланков, как бумажных, так и электронных), то совместно с ТКП пришлось создавать новую уникальную технологию взаимодействия всех участников процесса. Также в рамках Центра электронного билетооформления ТКП совместно с компанией UCS был разработан и внедрен процесс обработки финансовых операций по пластиковым картам. Перевозчики могут чувствовать себя спокойно — контроль за их выручкой будет лучше и надежнее, чем в других расчетных системах.

6. В связи с завершением деятельности российских конкурентов(наверно Сирена-2.3), наша компания вышла на новый уровень и вынуждена конкурировать с международными GDS, присутсвующими на рынке РФ. Это новая сложная, но в то же время интересная задача для нас. На внутреннем рынке РФ мы выглядим более чем успешно (рост числа проданных сегментов во 2-м полугодии 2007 года составил около 30%, что выше роста перевозок минимум на 10-12%).

Стратегические задачи нашей компании на ближайшие годы являются выход на зарубежные рынки (в первую очередь европейский) и диверсификация бизнеса.

1. В рамках этих задач открыт офис в Германии, начаты достаточно широкие контакты с зарубежными перевозчиками и технологическими компаниями, работающими в сфере пассажирских перевозок. В этом году произошел также ряд важных событий, таких как заключение договоров на участие с европейскими перевозчиками «Austrian airlines», Malev. Расширяется проект с Air Berlin (за время нашего сотрудничества, начиная еще с Germania Express авиакомпания вышла на 4-е место в Европе), ведутся переговоры с другими известными европейскими перевозчиками. Для работы с международными компаниями пришлось проделать очень большой объем работы (сопоставимый с ЭБ), в частности совместить в системе внутрироссийскую тарифную систему (ЦРТ) и международную ATPCO, решить вопрос закупки массы других международных справочников. Планы на этот год мы считаем выполненными.

2. Наши успехи были замечены конкурентами, поэтому мы не могли не столкнуться с попытками недобросовестной конкуренции. В частности Amadeus сделал все возможное и невозможное, чтобы ограничить наш доступ к ресурсу Austrian Airlines стандартным и не внедрять востребованный авиакомпанией интерактивный режим, хотя для ГТК «Россия» (такой же клиент Амадеус) интерактивный протокол обмена данными работает успешно уже более года.

3. Позиция BSP IATA по отношению к ГРС является, по нашему мнению также некорректной. Несмотря на то, что мы подали официальную заявку на сертификацию ГРС «Сирена-Трэвел» на территории Германии, ответа на нее так и не получено. Переговоры и встречи с официальными лицами BSP как в Германии, так и в России ни к каким изменениям в сторону развития отношений пока не привели. Употребляются термины «политический вопрос» и т.п., а глава российского представительства в личной беседе заявил, что у BSP нет времени заниматься нами и все силы они концентрируют на Amadeus, который дает им основную долю продаж. Складывается впечатление, что IATA сознательно игнорирует отечественную распределительную систему, пытаясь навязать отечественным перевозчикам и агентам «правильную европейскую технологию» и продвигая, таким образом, на рынке РФ зарубежные системы. Подобное произошло в Украине, где Amadeus уже стал монополистом, контролируя около 80% дистрибутивного рынка. В то же время «господа европейцы» нам открыто заявляют, что будут всячески сдерживать наши попытки выхода на рынки Европы (по крайней мере, пока наши расценки не будут приведены к европейскому уровню и BSP IATA не станет основной расчетной системой в РФ). Могу сказать, что мы негативно относимся к такой форме протекционизма. Если ситуация не будет меняться в позитивную сторону наша компания готова отстаивать свои интересы в антимонопольных органах и юридических инстанциях.

4. Самое удивительное, что отечественная система взаиморасчетов не создает никаких защитных барьеров в интересах отечественных систем резервирования и способствует аккредитации зарубежных GDS на территории РФ. Некоторые отечественные авиакомпании с легкостью платят GDS за внутрироссийские продажи от 4-х и выше долларов за каждый пассажиросегмент, при этом страшно возмущены нашей месячной абонентской платой в 1200 рублей (менее 50 долларов в мес.). Таким образом, мы чувствуем себя в несправедливых и неравных условиях. Я думаю, что сегодня это общая всей страны в целом — не умение отстаивать интересы отечественных компаний, в первую очередь на уровне государственных организаций и прочих власть предержащих. Тем не менее у нашей компании есть сильные стороны, в первую очередь — выгодные для внутреннего рынка цены, правильное понимание своих целей, места в процессе, а также хорошая и слаженная команда специалистов, способная решать многие задачи. А вообще мы считаем, что раз конкуренты боятся и применяют некорректные методы, значит что наши цели правильные и мы имеем значительные конкурентные преимущества, которые и надо развивать.

5. Диверсификация — в 2007 году стартовал совместный проект с ТКП по приему к оплате пластиковых карт в пунктах продажи «Сирена-Трэвел». Несмотря на инертность агентств и малое количество оборудованных устройствами чтения карт точек, месячные обороты уже составляют сотни тысяч долларов в месяц. 1-ю фазу проекта можно считать состоявшейся. Наша задача оборудовать подобным образом все точки продаж. Предстоит большая работа по разъяснению агентам необходимости данного переоборудования. Это, конечно, требует определенных затрат (ок. 80 долларов на точку), но объемы эмиссии банковских карт в стране резко растут (по статистике прошлого года более 43 млн. карт) и в скором времени торговая точка не принимающая «пластик» будет неполноценной с точки зрения клиента. Тем более что авиационные тарифы не маленькие и скоро могут превысить лимиты съема денег в банкоматах. Альтернативы нашей схеме практически нет, т.к. за установку POS-терминалов банки снимают от 2-х до 3-х процентов от суммы, а это большая часть комиссии. Схема ТКП освобождает агента от этого бремени — банковская комиссия с агента не берется. Тогда комиссию платит ТКП или Банк при ТКП?

6. Отдельной темой является интернет-эквайринг. В декабре 2007 мы запускаем новый продукт — процессинг пластиковых карт в интернете. Это интегрированный продукт, состоящий из 3-х основных частей — инструмент по бронированию перевозки, платежный инструмент и back-office для работы с отчетами и претензионной работы. Платежный инструмент реализован нами совместно с компанией UCS (КОКК), с применением программного обеспечения реализующего систему защиты от фрода «3DS». Это для нас серьезный технологический прорыв, так как подобные интегральные решения отсутствуют не только в РФ, но и в мире. Также ни одно из существующих на рынке РФ решений по платежам не способно давать финансовую отчетность с нужной степенью детализации (где каждый билет связан с соответствующим платежом). Внедрение данного механизма должно решить эти проблемы. Еще из приятных новостей — мы нашли способы сократить операционные расходы на проведение таких транзакций и видим способы оптимизации этой стоимости в дальнейшем. Наши прогнозы таковы, что через два года 3-4 млн. билетов в год мы будем реализовывать через вышеуказанные инструменты.

Какие планы на 2008 год?

1.Достроить здание ВЦ в районе метро «Калужская», вовремя закупить очередную порцию оборудования (только одна база данных по электронному билету с полной историей требует 4 Терабайта дисковой памяти), создать и обеспечить техникой удаленный резервный ЦОД (сейчас схема резервирования состоит из 2-х ЭВМ, будет 2+1), начать и привести в исполнение план структурных преобразований предприятия (создание полноценной сервисной службы, системы контроля и управления проектами, создание центра компетенции, реорганизация коммерческой и маркетинговых служб), внедрение автоматизированной системы документооборота, перемещение управленческих служб ЗАО «Сирена-Трэвел» в новый современный офис совместно с разработчиками (ЗАО « КОМТЕХ-Н»), укрепление и развитие офиса в Германии и еще много других задач . Вот тогда и будет взлетная полоса для проектов.

2. Отдельно могу напомнить, что «Сирена-Трэвел» многопрофильная компания — есть позиции в страховании, продаже зрелищных мероприятий, интеграционные решения с другими поставщиками для рынка авиаперевозок и туризма.

3. Единственное чего нам сегодня действительно не хватает, так это молодых, амбициозных и квалифицированных кадров, как разработчиков, технологов, инженеров, так и управленцев. Так что двери нашей компании для них всегда открыты.

«Авиатранспортное обозрение», Декабрь 2007

Комментариев нет: