пятница, 29 февраля 2008 г.

Авиакомпании проголосовали за мораторий. ТКП включила пульты наказанным агентствам

Вчера во второй половине дня агентствам по продаже авиабилетов вернули право работы в системах бронирования ТКП, которого они были лишены из-за вступления в систему взаиморасчетов IATA - BSP. Такое решение принял Наблюдательный совет авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ) во время заседания, прошедшего в московской гостинице «Аэростар».

Камнем преткновения во взаимоотношениях агентств, аккредитованных Транспортной клиринговой палатой, и НСАВ стал пункт 2.18 «Положения об аккредитации агентств по продаже воздушных перевозок на бланках СПД и электронных билетах НСАВ-ТКП». Он гласит: «Аккредитованные в Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте агентства и их пункты продажи не имеют права осуществлять продажу перевозок на бланках перевозочных документов других нейтральных систем взаиморасчетов». Контроль за деятельностью продавцов авиабилетов осуществляет ТКП как исполнительный орган управления в Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ). Следуя пункту 2.18, ТКП отключает пульты аккредитованных агентств, вступающих в систему взаиморасчетов BSP, предлагая им в качестве выхода из положения под каждую систему создать отдельную фирму. И не просто юридическое лицо, а полноценный офис со своим руководством и штатом сотрудников.

О том, что сделать выбор между СВВТ и BSP продавцам невозможно, мы писали уже не раз: СВВТ - это, в основном, российские авиакомпании, BSP - иностранные. Как выразился на вчерашнем заседании сам председатель Наблюдательного совета и президент ТКП Сергей Ильичев, «режем агентов по живому». Максимально просто проблему продавцов изложил, обращаясь к перевозчикам, генеральный директор компании «Капитал Авиа» Сергей Богачев: «Один клиент хочет в Сургут, другой - в Нью-Йорк. Скажите, что нам делать, если билет в Нью-Йорк можно продать только на бланке BSP?».( Не праильно изложили, клиенту придется билет до Млосквы из Сургута выписать на ТКП-бланке и в одном агентстве, а билет до NYC на BSP бланке и в другом агентстве. И никак с интерлайн и прочее, не говоря того, что клиенту очень не комфортно)

В середине февраля ситуация обострилась: о своем вступлении в систему BSP объявил «Аэрофлот». Согласно правилам IATA, перевозчик должен изъять у всех продавцов именные бланки билетов. Таким образом, все агенты «Аэрофлота» будут обязаны выписывать билеты на бланках BSP, то есть также перейти на эту систему взаиморасчетов. И - потерять системы бронирования ТКП. Но одно дело - лишить аккредитации несколько агентов, пусть даже крупных. И совсем другое - несколько сотен агентов и субагентов «Аэрофлота», подавляющее большинство которых работают с ТКП.

В любом случае разрешить агентам ТКП использовать две системы нейтральных бланков может только НСАВ, куда входят 26 авиакомпаний и 26 продавцов авиабилетов. Обычно Комитет перевозчиков и Комитет агентств, входящие в НСАВ, свои заседания проводят отдельно. Вчера в «Аэростаре» они собрались все вместе. Кворум был безусловный: явились представители 23 авиакомпаний, а агентства обеспечили 100-процентную явку. На заседание были также приглашены президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько и коммерческий директор «Аэрофлота» Алексей Сидоров.

Глава НСАВ напомнил собравшимся, что в течение последних 7-8 лет Наблюдательный совет неоднократно предпринимал попытки наладить контакт с IATA в части совместной работы по продаже авиационной перевозки. «Мы направляли письма и в Минтранс, и в Росавиацию, и в IATA, предлагали организовать единую систему взаиморасчетов на российском рынке. Мы были согласны изменить положение о Наблюдательном совете, чтобы его возглавлял не президент ТКП, а руководитель Росавиации. Предложили IATA и Минтрансу обеспечить стабильную работу банковской системы, в том числе, чтобы банк, участвующий в системе взаиморасчетов, был государственным. Наши предложения могли бы снять многие проблемы во взаимоотношениях СВВТ и BSP и обеспечить стабильную работу агентов. Но руководители отрасли приняли другое решение, допустив на российский рынок вторую систему взаиморасчетов». По признанию Сергея Ильичева, закрывая агентствам продажи, НСАВ «одним щелчком» отнимает у них 30-! 40% бизнеса. «Такая ситуация не может оставаться без внимания Наблюдательного совета, общественных организаций, которые присылают нам письма».

Дискуссию открыл коммерческий директор «Аэрофлота» Алексей Сидоров. Он призвал членов НСАВ отменить злополучный пункт 2.18: «Это ограничение уже сыграло свою роль - рынок консолидировался. Но появилась другая система взаиморасчетов, которая уверенно шагает по миру, и не может такого быть, чтобы она не была протестирована в России. Своими спорами мы загоняем бизнес в тупик, заставляем агентства делиться надвое и нести колоссальные дополнительные расходы, провоцируем раздел рынка. Надо пойти на компромисс и снять это ограничение». По мнению г-на Сидорова, BSP не отрицает СВВТ, а дополняет ее.(это уловка для простачков. Просто ТКП некому защитить, а агентам по барабану. А государству наверно виднее).

Эту точку зрения поддержал президент РСТ Сергей Шпилько: «Почему у перевозчиков есть выбор, в какой системе работать, а у агентств нет? Вы представляете себе, если бы каждой авиакомпании предложили открыть еще одну авиакомпанию, чтобы работать в другой системе взаиморасчетов? Разве агентства не ваши партнеры, с которыми вы вместе зарабатываете деньги? Заставить сейчас агентов потратить немалые средства, открыть реальный второй офис - это перебор. Через несколько лет это все станет неактуальным, потому что, так или иначе, агентства будут работать во всех системах взаиморасчетов, и вы сами снимете ограничения, потому что такое решение подскажет время». ( особенно, когда придется всех сгонять в новую национальную инвенторную систему, правда GDS может быть останутся)

В дискуссии перевозчиков большинство заняли позицию обиженных и неосведомленных. Тон дальнейшим выступлениям задал представитель авиакомпании «Самара» Андрей Егоров: «Нас должно оскорблять, что IATA, приходя в Россию, не предложила российским авиакомпаниям своих услуг, не презентовала условий работы с BSP. Хотите - присоединяйтесь, не хотите - не надо. При этом IATA получает готовую сеть агентств, которую мы создавали годами». Многие говорили о том, что не понимают преимуществ системы BSP, не видели нормативных документов, не знают, на что опираться, принимая решение, и предлагали создать рабочую группу, чтобы глубже проработать вопрос. Правда, тут же выяснилось - агентства подсказали, что, например, компания «ЮтЭйр» (ее представитель возглавляет Комитет перевозчиков НСАВ) давно вошла в систему BSP Германии и благополучно с ней работает. Дальше оказалось, что некоторые члены НСАВ вообще не знают, кто и когда разрешил IATA ! внедрять BSP в России - не видели документа. После перерыва в заседании документ за подписью главы Росавиации перевозчикам предъявили, благо офис «Аэрофлота» рядом.

Но главной темой дискуссии, конечно, была конкуренция. «Если «Люфтганза» сейчас с трудом продает свою перевозку в России, то с развитием BSP сможет делать это лучше, чем «Аэрофлот», - сказал Андрей Егоров. «Выбирая между рейсом в Дубай «Уральских авиалиний» и авиакомпании Emirates, вы продадите Emirates, потому что вам это выгоднее», - высказала агентствам свою точку зрения представитель «Уральских авиалиний» Наталья Баева. Но были и компромиссные мнения. Кто-то назвал агентства «кровеносной системой» продажи авиабилетов. «Работать или не работать с BSP - выбор остается за авиакомпаниями. Но в любом случае процесс внедрения этих нейтральных бланков мы не остановим, потому что есть перевозчики, которым они необходимы, - считает представитель «Оренбургских авиалиний» Татьяна Конина. - Если нас устраивает система ТКП и мы планируем продолжать с ней работу, то нам, по! большому счету, все равно, будет присутствовать на рынке BSP или нет. Но агентствам это совсем не безразлично, а они - наши партнеры в бизнесе. Допустим, мы не отменяем пункт 2.18. ТКП вынуждена отключать пульты агентов, вступающих в BSP. Это выгодно кому? Нам как авиакомпании не выгодно, мы теряем крупную сеть, сужаем географию продаж. Может быть, это выгодно ТКП? Тоже нет, упадет объем продаж. Поэтому давайте рассматривать проблему с точки зрения бизнеса. Мы не хотим потерять агента, потому что он будет ограничен в продажах, в том числе и рейсов нашей авиакомпании». В пользу BSP выступили представители «Трансаэро», ГТК «Россия, «Аэрофлот-Дон», «Аэрофлот-Норд», «Дальавиа».

После двухчасовой дискуссии на голосование было вынесено три вопроса.

1): отменить пункт 2.18 «Положения об аккредитации агентств...».

2): создать из представителей Комитета перевозчиков НСАВ рабочую группу для детального изучения вопроса внедрения BSP и необходимости отмены пункта 2.18, а до принятия решения объявить мораторий на действие этого пункта.

3): не отменять пункт 2.18.

Напомним, что Комитет агентств НСАВ обеспечил 100-процентную явку своих членов. И если бы они голосовали, то наверняка подавляющее большинство - за первый вопрос. Но Сергей Ильичев в самом начале заседания предупредил, что голосовать будет только Комитет перевозчиков. Мотивация вызывает вопросы, но тем не менее: именно Комитет перевозчиков в свое время проголосовал за введение пункта 2.18, следовательно, только он может его отменить. Или не отменить.

Голосование было открытым. За первый вариант подняли карточки 8 человек. За второй - 15. За третий - один, предложивший этот вариант представитель авиакомпании «Полет» Николай Криворучко.

Мораторий будет действовать до следующего заседания Комитета перевозчиков - если, конечно, на нем будет принято какое-либо окончательно решение. Срок заседания не назначен, предположительно - через 2-3 месяца. Сергей Ильичев объявил, что мораторий касается не только тех агентств, который сейчас вступят в BSP, но и тех, кто уже работает с этой системой и их пульты бронирования ТКП отключены. «Сегодня же всем отключенным агентствам будет возвращена возможность работать в системе бронирования ТКП», - сказал он.

Факт включения пультов вчера вечером RATA-news подтвердил один из «отключенных» - генеральный директор компании «Аэроклуб» Денис Матюхин. «Это, конечно, временное облегчение, но не решение проблемы, - сказал он. - Мы в любом случае не сможем сделать выбор в пользу какой-либо одной системы, ведь с 1 июня международную перевозку можно будет продавать только на бланках BSP. Открытие другой компании - это потеря бренда. Я вижу только одно решение - отмена пункта 2.18». (Ирина Тюрина, RATA-news)

Комментариев нет: