пятница, 7 декабря 2007 г.

История автоматизации Олимпийских игр

История автоматизации Олимпийских игр


IBM... 1
Siemens. 2
Опять IBM... 2
Schlumberger Sema. 3
Atos Origin. 4
Олимпиада-2008. 4
Продажа билетов на Олимпиаду в Пекине приостановлена. 4
Beijing to sell Olympic tickets by lottery after booking system failure. 5
Persons Eligible to Order Olympic Tickets Through This Website. 6
Ванкувер 2010. 7
Win the first tickets to the Vancouver 2010 Olympic Winter Games. 7
Лондон 2012. 8
Компании-участники. 8
Состав олимпийского ИТ-комплекса. 9
Система объектового контроля. 10
Система продажи электронных билетов на Олимпиаду (с элементами безопасности) 10


Требования к ИТ-обеспечению Олимпийских Игр с каждым годом возрастают, включая в себя весь спектр существующих технических, программных, сетевых и системно-интеграционных решений, продуктов и услуг.
IBM
Революционной датой в истории промышленно-инновационного развития Игр по праву считается 1960 г. — год олимпийского дебюта тогда еще совсем молодых компьютерно-телекоммуникационных технологий. Во время XVII летней Олимпиады в Риме была реализована первая межконтинентальная передача телевизионного сигнала при помощи спутника, а для сбора, хранения, преобразования и распределения больших информационных массивов была использована первая электронная система обработки данных на базе компьютеров IBM RAMAC 305 (справедливости ради следует заметить, что несколькими месяцами раньше эта система уже прошла экспериментальную «обкатку» на зимних Играх того же года в Скво-Вэлли).
В 1964 году, на зимней Олимпиаде в Инсбруке, благодаря возможностям новых вычислительных машин IBM-1401 организаторы впервые смогли осуществить терминальный сбор данных со всех спортивных объектов в реальном времени, а американская корпорация АВС, взяв на себя функции проведения прямых телепередач с инсбрукских арен, установила на каждой из них специальную камеру, нацеленную на IBM-принтер и ретранслировавшую результаты соревнований непосредственно в момент их распечатки.
Siemens
Корпорация IBM сохраняла позиции эксклюзивного поставщика самых важных соревнований современности на протяжении четырех с лишним десятилетий! По существу, единственным выпавшим из этого непрерывного сорокалетнего цикла звеном стали летние Игры 1972 года в Мюнхене, когда огромного влияния на Национальный олимпийский комитет ФРГ и оргкомитет Олимпиады со стороны концерна Siemens оказалось достаточно, чтобы комплексная информатизация мюнхенских соревнований была поручена именно ей. И германский исполин не подкачал: ему удалось создать первую действительно универсальную и всеобъемлющую систему информационного обеспечения крупнейших спортивных мероприятий. Помимо главного сервера, она включала разветвленную сеть ввода информации и около 60 терминалов вывода, установленных на всех спортивных сооружениях, в телецентре и пресс-центре Игр.

Опять IBM

Однако уже в следующем четырехлетии IBM вернула себе временно упущенное лидерство. Причем к чести IBM нельзя не отметить, что свое исключительное положение он удерживал не только благодаря вошедшим в традицию прочным связям с руководством МОК: каждое последующее разработанное и реализованное им олимпийское ИТ-решение было заметно лучше предыдущего, представляло собой принципиальный шаг вперед и являлось существенным вкладом в повышение организационного уровня Игр.
Использование на летних Играх 1976 года в Монреале мэйнфреймов System/370 Model 135 впервые позволило автоматизировать не только процесс обработки результатов соревнований и деятельность корреспондентского корпуса, но и создать единую компьютерную систему администрирования и документооборота.
На московской Олимпиаде 1980 года была развернута самая обширная многотерминальная система сбора данных, а главный информационный комплекс на базе IBM System/370 Model 148 был впервые напрямую соединен с компьютерными сетями ведущих мировых информационных агентств.
Зимой 1984 года в Сараево организаторы и журналисты в первый раз получили возможность пользоваться системой электронной почты, управлявшейся устройствами IBM 4381, а летом того же года в Лос-Анджелесе состоялся дебют олимпийской информационной системы, полностью построенной на персональных компьютерах.
Олимпийский 1992-й ознаменовался первыми экспериментами по применению на аренах Альбервиля и Барселоны передовых достижений мультимедийной технологии с установкой сенсорных экранов в комментаторских кабинах.
В 1996 году Атланта стала первым олимпийским центром, создавшим силами IBM собственный web-узел и вовсю использовавшим средства трехмерной визуализации данных. IBM создала беспрецедентный по размаху технический комплекс: административным службам были предоставлены 4 мэйнфрейма S/390, 80 серверов AS/400, свыше 7 000 настольных и мобильных компьютеров, тысяча с лишним настольных лазерных принтеров, более 250 локальных сетей Token Ring; система RS/6000 SP (Scalable PowerParallel) поддерживала олимпийский WWW-сервер; интерактивная система Results System предназначалась для обеспечения сбора и обработки результатов; система Info-96 служила целям информационного снабжения армии СМИ, которая насчитывала 150 тысяч человек. Программную основу всего этого необозримого ИТ-хозяйства составили OS/2 Warp и Warp Connect, отвечавшие за устойчивое функционирование всех приложений и межплатформенную связь между системами, базирующимися на AS/400, S/390, и ПК-серверами, работающими под OS/2 LAN Server. Но несмотря на то что в тщательную проработку, интеграцию и обеспечение бессбойности информационных систем Атланты IBM вложила не менее 80 млн. долларов, перебоев и накладок избежать не удалось. Причем их оказалось так много, что, например, многие журналисты, устав получать запоздалую, неполную или искаженную информацию, вынуждены были игнорировать компьютерную инфраструктуру IBM и вернуться к услугам менее передовой, но более простой и надежной технологии телефонов и телефаксов.


The very latest on the Summer Olympics -- via the Internet
Customers of the Centennial Olympic Games bought tickets, ordered merchandise, checked out the weather in Atlanta and found out what happened minutes after the completion of their favorite sport -- from anywhere in the world -- all on the Internet.
As the official Internet Information Systems Provider for the Atlanta Committee for the Olympic Games (ACOG), IBM worked with ACOG to make 1996 Summer Games information accessible to more sports fans worldwide -- and in more ways -- than ever before. The primary server for the Olympic Summer Games World Wide Web site was a 30-node RISC System/6000 Scalable POWERparallel Systems (SP) computer supplemented by specific servers for video, audio and electronic commerce.
Largest commercial Web siteThe Olympic Games Web site provided sports fans globally with news and information, including competition schedules, starting lineups, video clips and results as well as tickets and official merchandise. The largest electronic commerce site on the Internet, traffic reached millions of hits per day during the Games.
Also available during the games were Atlanta maps and travel information, the complete program for the Atlanta Olympic Arts Festival, broadcast coverage video clips -- and visualization tours through the new stadium, courtesy of IBM's 3D Interaction Accelerator (3DIX) software.
Tickets by the thousand via the InternetBy the time the Games began, fans had purchased tickets by the tens of thousands via the Olympic Ticket Server. Using the SP-based system, visitors viewed the entire list of sessions available for purchase. Or they searched -- by sport, day or location -- for available sessions, which were listed as well by date, time, description and ticket price.
The Ticket Server represents the first real-world application of IBM's Net.Commerce server software, which makes it possible for businesses to quickly, easily and safely create virtual storefronts on the Internet -- the fastest, most direct way to reach the six billion customers in the world today.
In addition, mementos of the Games were available from the official ACOG merchandising catalog via the Web page, using IBM's Interactive Marketing Service. This electronic commerce service offers businesses the ability to merchandise their products over the Internet, using sophisticated software and database technology. Merchants can get up and running immediately without having to invest in the infrastructure necessary to build their own electronic catalog.
How's the weather? Thanks to ACOG's SP-based Web site, sports fans the world over were able to call up the latest three-, six- and 12-hour forecasts of the weather in Atlanta -- down to an area two kilometers square -- updated eight times a day.
IBM's Visualization Data Explorer software converts meteorological data into multi-dimensional images and high resolution models that allow much more accurate forecasts. Browsers on the Web were able to view graphic forecast results and other weather information such as Doppler radar, barometric pressure and temperature during the games.
To speed answers to requests for the complex mixture of digital, text and Web data, the necessary tasks were distributed among a variety of servers in several states. One example of how business in the future may well be conducted: The Olympic Games catalog server was in New York, while the fulfillment house was in Florida.
State-of-the-art routers, hubs and LAN technology linked the Scalable POWERparallel Systems primary server to other SPs -- "mirror" sites -- for quicker access by sports fans to the wealth of information available.
When traffic on the Summer Games Web site exceeded expectations, the scalability of the RS/6000 SP computer made it easy to add more nodes to the primary system to handle any increase in the volume of requests. Special high-availability software allowed one or more nodes to back up the others' processing capability, disk drives, adapters and LANs. SP nodes can be configured for a variety of functions -- including database servers or any number of data or application servers. And all nodes were monitored and managed from a single control workstation.
Visitors to the IBM Olympic Information Technology Showcase Executive Briefing Center at the Inforum in Atlanta were treated to a real-life study of how to exploit technology to meet the demands of running a business today. The Showcase allowed customers to see -- firsthand -- everything that IBM has learned in helping ACOG to plan, manage and run the Olympic Games.
Regarding the Internet alone, visitors were able to see how IBM worked closely with ACOG to design and run their Home Page. Practical illustrations included IBM's own Internet -- and Intranet -- systems management, sales force automation, and security measures. Solutions on view included subscription services, InfoSage, InfoMarket, Electronic Commerce, collaboration servers and the use of Lotus Notes -- along with applications such as data mining and transaction processing over the Internet.
This page illustrates how one customer uses IBM products. Many factors have contributed to the results and benefits described. IBM does not guarantee comparable results. All information contained herein was provided by the featured customer and IBM Business Partners. IBM does not attest to its accuracy.




Конфуз IBM на XXVI Играх вызвал у корпорации чувство особой досады в связи с тем, что, по мнению ее боссов и специалистов, претензии в Атланте можно было предъявлять лишь к системе информационного обеспечения прессы, тогда как вся остальная ИТ-инфраструктура работала нормально. Но «олимпийский прокол» 1996 года стал фактом биографии IBM и, при всех ее прежних достижениях, изрядно подпортил положительный спортивный имидж, которого она (как, впрочем, и любая другая компания) активно добивалась, занимаясь обслуживанием Игр. «Реализация таких крупных технологических проектов, как ИТ-обеспечение Олимпиад, всегда влечет за собой определенный риск, — комментировал все эти события аналитик IDC Питер Лемон. — Участвовать в них очень престижно, но когда они проваливаются, на авторов ложится черное пятно, причем деваться уже некуда — вы в игре».
Так или иначе, но, сделав выводы из атлантских неприятностей и держась подальше от переднего края технологических новаций, IBM выполнила в 2000 году последний пункт своего контракта с МОК и, без каких бы то ни было серьезных претензий обеспечив работу созданного для Олимпиады в Сиднее ИТ-комплекса, рассталась с олимпийским движением, «испытывая, — как писал журнал „Sports Illustrated“, — чувство выполненного долга, но более с облегчением, нежели с жалостью».
Schlumberger Sema
Но свято место пусто не бывает, и уже через год, преодолев все этапы конкурентных состязаний (условия которых, кстати, до сих пор остаются за семью печатями секретности МОК), эстафетную палочку от IBM приняла компания Schlumberger Sema, получившая подряд на строительство информационной инфраструктуры для зимних Игр 2002 года в Солт-Лейк-Сити, а заодно и для следующих четырех Олимпиад.
Началась олимпийская карьера нового ИТ-партнера МОК, прямо скажем, не совсем удачно: еще во время предолимпийского турнира по сноуборду произошел серьезный компьютерный сбой, вследствие которого соревнования пришлось приостанавливать, а у организаторов возникли сомнения в надежности предложенной системы и опасения в том, что подобное может повториться и во время Игр. Однако все обошлось, и, по словам ИТ-директора оргкомитета Олимпиады в Солт-Лейк-Сити Дэвида Бассера, весь информационный комплекс в целом сработал достаточно эффективно и качественно. Только на разработку специального программного обеспечения, содержавшего более 10 миллионов строк кода, Schlumberger Sema вместе с 14 другими техническими операторами истратила примерно 300 млн. долларов. Установленная на Играх компьютерная сеть состояла из 32 000 миль оптического кабеля, 225 серверов, 1 850 факс-машин, 1 210 принтеров и 4 500 рабочих станций и портативных ПК. Для администрирования сети было задействовано более 3 000 технических специалистов. Ядром всей системы стал Информационно-технический центр (ITC), созданный компанией по подобию центра управления полетами NASA. И, приняв во внимание последний печальный опыт IBM, SchlumbergerSema избрала в построении своей олимпийской инфраструктуры «предельно консервативный подход» с применением лишь небольшого числа новых технологий.
Atos Origin
Выдержав два года назад первый ответственный экзамен во время «белой Олимпиады», нынешним ИТ-провайдерам МОК предстоит теперь перенести гораздо более серьезное испытание летними Играми, которые по масштабам и сложности во много раз превышают уровень аналогичных зимних соревнований. К тому же, судя по поступавшим в течение последних месяцев сведениям, обеспечение августовского всемирного форума в Афинах приобретает, по мере его приближения, не менее, а более проблематичный характер. Начать с того, что еще полгода назад целый ряд олимпийских объектов представлял собой не комплекс спортивных сооружений, а совокупность строительных площадок, готовность которых к близящимся стартам была под большим вопросом. Да тут еще, как назло, вмешалась сенсационная победа сборной Греции в первенстве Европы по футболу. «Греки вообще народ очень эмоциональный, экспансивный и своеобразный, — писал в этой связи журнал „Time“. — И если до чемпионата в Португалии они не проявляли особого энтузиазма в строительстве олимпийских арен к соревнованиям в Афинах, то после успеха своей футбольной команды вообще перестали работать, с головой уйдя в празднование этого триумфа». Эти впечатления можно было бы приписать излишне пессимистичному настрою автора, если бы в начале августа в районе Олимпийского стадиона и Олимпийской деревни Афин не произошло очередное (второе за месяц) отключение электричества, которое, невзирая на гарантии уже установленных автоматизированных систем бесперебойного энергоснабжения, не было устранено в течение нескольких часов и привело к хаосу в промышленном, бытовом и транспортном обеспечении четырех административных районов греческой столицы.
Не вызывает особого оптимизма и тот факт, что в течение этого года главному информационному партнеру Олимпийских игр пришлось пройти процедуру смены собственника и реструктуризации: еще в январе нью-йоркская компания Schlumberger, решив сконцентрироваться на основном своем бизнесе — услугах нефтяному рынку, продала принадлежавшее ей ИТ-подразделение Sema французской консалтинговой фирме Atos Origin. В результате, сам того не желая, МОК буквально накануне Игр приобрел совершенно нового и практически незнакомого генерального подрядчика, на котором лежит весь груз ответственности за работоспособность афинских информационных систем. К тому же, проверить функционирование всего ИТ-комплекса в боевой обстановке так и не удалось: ведь в отличие от «старых добрых» времен так называемая «предолимпийская неделя» в Афинах не проводилась — какая уж там предолимпийская, к самой бы Олимпиаде успеть закончить строительство!
Правда, Sema — сама по себе и вне зависимости от греческих строителей и АФОК (оргкомитета афинских Игр) — уже неоднократно докладывала Международному олимпийскому комитету о том, что ее собственное тестирование всех узлов и систем ИТ-инфраструктуры XXVIII летней Олимпиады показало их полную готовность к началу соревнований. Не доверять этим докладам вроде бы оснований нет, тем более что, как и во время своей олимпийской премьеры в Солт-Лейк-Сити, Sema работала над проектом «Афины-2004» не в одиночку, а в кооперации с несколькими десятками авторитетных партнеров.

Комментариев нет: